"Танец Дели" в "Кино ХХІ"

В конкурсе «Кино XXI» показали фильм Ивана Вырыпаева «Танец Дели». В отличие от своих прежних кинематографических опытов («Эйфория» и «Кислород») Вырыпаев не стремится использовать возможности большого кинематографа и целиком замыкает пространство новой работы на узком экспериментальном пятачке. Как в строго концептуальном театре (сам режиссер в нем успешно работает), пятеро героев — четыре женщины и один мужчина — читают свои монологи и вступают в полемику, сидя на одной и той же скамейке на фоне стены из белого кафеля. Дело происходит как бы в больнице, где поочередно разыгрывается драма смерти кого-нибудь из персонажей — уже состоявшейся, или приближающейся, или мнимой, то есть отложенной на время.

Чтобы еще сильнее подчеркнуть лабораторность конструкции, автор делит фильм на семь новелл, озаглавленных «Каждое движение», «Внутри танца», «Спокойно и внимательно», и так далее в этом роде. Так называемый «танец Дели» оказывается в центре всех разговоров: его придумала и исполнила танцовщица Катя после посещения индийского рынка, где она увидела средоточье всех страданий и мук человечества, а потом переплавила эти впечатления в божественную красоту. Одной из самых занятных героинь фильма оказывается, как обозначено в титрах, «пожилая женщина», на вид, впрочем, вполне молодая, по профессии балетный критик. Она сильно страдает оттого, что прожила «чужую жизнь» — писала статьи о танце, не освоив сама ни одного балетного движения. Когда пишешь о фильме Вырыпаева, невольно оказываешься в положении этой несчастной: в описании «Танец Дели» выглядит выморочно и умозрительно, а на самом деле это энергичное, живое и даже веселое кино с отличными актерскими работами Ксении Кутеповой, Каролины Грушки, Арины Маракулиной, Инны Сухорецкой и Игоря Гордина.

Что не мешает ему ставить вопросы, заставляющие опять упомянуть Достоевского, на сей раз в связи с не дававшей ему покоя детской слезинкой. Жизнь — это страдание или счастье? Как жить после Освенцима? Не является ли идиотизмом постановка спектакля против войны в Ираке в реальной декорации мясобойни? Убедительных ответов на эти вопросы мы не получим, да на это Вырыпаев и не претендует. Он всего лишь провоцирует нас, призывая забыть о заповедях политкорректности и вдохновенно отдаться, словно танцу, ощущению незаслуженного и незаконного счастья. Когда же еще, пока молодость не прошла, а мудрость, как мы видим на примере Кларка, на смену ей далеко не всегда приходит.

Источник kinote.info

2012-11-16



© 2012 Кинокомпания «FASTMOVIE».
Все права защищены.

123001, Москва, Ермолаевский пер., д.10/7
+7 (499) 940-76-76